В игре сначала выбирается «продавец» (он же «черт») и «покупатель» (он же «монах»).
Все остальные были «красками». Каждая «краска» загадывала свой цвет и тихонько сообщала его «продавцу».
Итак, «краски» и «продавец» садились на скамеечку. «Покупатель» подходил к игрокам и говорил:
Тук-тук.
Продавец:
Кто там?
Покупатель:
Я монах в синих штанах
Продавец:
Зачем пришел?
Покупатель:
За краской!
Продавец:
За какой?
Покупатель:
называет краску.
Если такой краски нет, продавец отвечает:
Такой краски у нас нет. Скачи по дорожке на одной ножке!
Тогда «покупатель» прыгает кружок на одной ножке вокруг скамейки (или рядом с ней) и возвращается за новой краской.
Если же такая краска есть, «продавец» говорит:
Есть такая. платите столько-то (называет число, как правило, возраст игрока), но не показывает, кто это. «Покупатель» должен быстро расплатиться (похлопать по ладошке «продавца» столько раз, сколько нужно «заплатить»).
«Краска» в это время вскакивала со скамейки и убегала так далеко, как могла. После этого «покупатель» должен был поймать краску. Если получалось — пойманный игрок становился «покупателем». Если «краске» удавалось вернуться на скамейку непойманной, игра начиналась сначала с прежним «покупателем».